Jay-Z: Олигарх от хип-хопа
Знаете, это почти невероятно. Слишком похоже на сказку, на пресловутый
миф об американской мечте – мелкий жучок, зарабатывавший свой нечестный
кэш на улице становится настоящей звездой, удачливым дельцом,
зарабатывает первый миллион, за ним еще один, и еще, становится вхож в
богемные круги, в общем, преображается до неузнаваемости. Не в
одночасье, иначе был бы полный Голливуд. И тем не менее – кто бы десять
лет назад предсказал такую метаморфозу, послушав в 1996-ом первые опусы
молодого человека из Бруклина, читающего рэп в перерывах между
торговлей наркотиками? Официальная биография гласит, что Шон
Картер (Shawn Carter) родился и вырос в квартале Marcy, Brooklyn, New
York, где царили весьма и весьма жесткие нравы. Подросток рос без отца
и носил погоняло Jazzy, которое (согласитесь, крутому рэпперу не к лицу
такая смешная кличка) и переросло со временем в более оригинальное
Jay-Z. Среди первых учителей Jay-Z числится крепко подзабытый сегодня
рэппер Jaz-O, он же Big Jaz. Командой, в которой Jigga делал первые
шаги, была группа Original Flavor. Но таланту Джея было тесно в рамках
группы. У юного джентльмена удачи были свои козыри – яркий
голос, бойкий слог, трезвый ум. Когда первый альбом не сумел пробить
дорогу к владельцам ведущих звукозаписывающих лейблов, было принято
соломоново решение – основать свой. В организации компании, что
прославилась под именем Roc-A-Fella Records, большую роль сыграли
друзья Шона Картера, Дэймон Дэш (Damon Dash) и Карим Бурк (Kareem
"Biggs" Burke), парни более опытные и поднаторевшие в такого рода
делишках. Договорившись о дистрибьюции с лейблом Priopity (впоследствии
эта роль перейдет к легендарному рэп-лейблу Def Jam), святая троица
выбросила на рынки бомбу, пошатнувшую устои хип-хопа. Альбом
"Reasonable Doubt" оказался самым первым успехом в щедрой на достижения
карьере Jay-Z, заработав платиновый статус. Релиз признали классикой
мирового хип-хопа, а бруклинского эмси единогласно зачислили в разряд
небожителей. Машина под названием Jay-Z заработала с суровой
мощью германской сборной по футболу: альбом в год и обязательная
платина (лучше - две). Второй диск "In My Lifetime, Vol.1" оказался
более доступным по форме и содержанию, хотя особых бонусов это не
принесло: все та же платина. А вот к третьему альбому формула успеха
была отшлифована: "Vol.2: Hard Knock Life" развеял все сомнения
относительно коммерческого потенциала Джиггамэна, продавшись тиражом
свыше пяти миллионов экземпляров. Начиная с 1998 года Jay-Z –
сертифицированная суперзвезда. Лейбл Roc-A-Fella становится
серьезной величиной в рэп-игре, Джигга вместе с Дэймом Дэшем
представляют миру новых артистов, среди которых Memphis Bleek, Beanie
Sigel, Freeway и Young Gunz. Дэш на полную использует открывшиеся
возможности и открывает массовый выпуск "сопутствующих товаров": одежды
Roc-A-Wear – возможно самой массовой модной линии в хип-хопе.
Еще один заметный факт в карьере Джей Зи – война, нет, скорее войнушка
с Насом. Потому что война – это когда расстреливают автомобили
оппонентов из автоматического оружия; а если о чем-то там прикольно
пи*дят в микрофоны, а потом жмут друг другу лапки, то это нечто из
разряда кухонных ссор или нетрезвых разборок дворовой шпаны. Счет
оказался 2-1 в пользу Джиггамэна – он записал два рифмованных пасквиля
на своего противника, в то время как Nas ограничился одним и формально
может считаться проигравшим. Прошли годы, но треки "Ether" и "Takeover"
Наса и Джей Зи соответственно по-прежнему пользуются любовью их
почитателей и встречаютс на ура. Правда, на открытом выступлении в
Центральном Парке Нью-Йорка Nas выбросил из "Ether" куплет посвященный
Джигге – мол, мир, я люблю этого парня и все такое. После
издания "Black Album" Джей Зи объявил, что со сценой он расстается и с
рэпом завязывает: и под эту тему продал пару миллионов копий
"прощальной" пластинки. Однако поступил бессовестно, как настоящий
Киркоров – в следующем году выпустил сразу два совместных альбома (надо
сказать, сделанные одной левой, не в напряг) – с популярным
r`n`b-вокалистом R.Kelly и поп-рок-группой Linkin Park. А также
покатался по стране с масштабным гастрольныи туром. Начиная с
весны 2004 вокруг Roc-A-Fella и Джей Зи крутилась масса слухов.
Муссировались разговоры о перестановках в рядах Def Jam (совладельце
Roc-A-Fella), о создании Шоном Картером собственного лейбла... Все
разрешилось через полгода, в декабре 2004: Def Jam выкупил у Дэйма Дэша
и Карима Биггса их долю акций Roc-A-Fella и трудоустроил формально
отошедшего от дел Шона Картера – он стал управляющим этой рэп-империи,
попутно возглавив и родной Roc-A-Fella Records. Сейчас на Def Jam и
Roc-A-Fella ждут серьезных перестановок – по-крайней мере сплетни о
том, что тот или иной рэппер покидает Def Jam или присоединяется к
мистеру Шону Картеру занимают весомую долю с сводках новостей на
хип-хоп-сайтах. Итак, по иронии судьбы мистер Шон Картер
возглавил ту самую компанию, которая когда-то отвергла его дебютный
альбом, не разглядев в нем коммерческого потенциала. Помимо
рэп-империи, новоявленный олигарх имеет собственную линию обуви
(совместно с Reebok), владеет элитным клубом 40/40, а также прикупил по
случаю баскетбольную команду NBA New Jersey Nets. Одной из главных
звезд команды является свежеприобретенный Винс (вы не поверите) Картер.
|